Рабочая группа Окружной избирательной комиссии по Чертановскому округу Москвы 12 августа рекомендовала отказать в регистрации на выборах в Госдуму самовыдвиженцу Роману Юнеману.
Кандидат с решением рабочей группы не согласен. Об этом он пишет на своей странице в Фейсбуке:
«Рабочая группа зарубила наши подписи. Протокол проверки на руках:
1. Признаны недействительными 1594 подписи из допустимого порога в 745 подписей. Больше 1000 забраковала «проверка по базе МВД» + почти 250 графологи + 189 подписей признали повторяющимися (!).
2. Подписной лист признан неформатным.
Мы начали проверять паспортные данные подписавших, признанные якобы недействительными «по справке МВД». И смотрите, какая там сразу красота.
1. У женщины имя Наталия, это имя женщина написала своей рукой. Проверяющие из рабочей группы избиркома вбивают «Наталья». Вердикт: «не соответствует имя». Избирателя не существует, подпись сгорает.
2. У мужчины отчество «Юриевич». Проверяющие из рабочей группы избиркома вбивают «Юрьевич». Вердикт: «не соответствует отчество». Избирателя не существует, подпись сгорает.
3. Женщина живёт в квартире 441. Проверяющие из рабочей группы избиркома вбивают пустое поле. Вердикт: «не соответствует № квартиры». Избирателя не существует, подпись сгорает.
Такие «ошибки при вводе» — классическая технология недопуска кандидатов-самовыдвиженцев на выборы.
А теперь о втором аргументе избиркома, который про «подписной лист, не соответствующий формату».
Мы печатали в типографии подписной лист по установленной законом форме, отдельно от него было размещено поле для заметок. Телефоны нам нужны были как раз на тот случай, если подписи будут внезапно признаны недействительными — с помощью них мы можем связаться с людьми и подтвердить избиркому действительность паспортных данных. После отрезания технического поля у нас оставался обычный подписной лист формата А4. … мы сдали в избирком подписные листы, полностью соответствующие формату. В листах присутствуют все необходимые сведения, и нет ничего лишнего. Именно поданные в избирком листы комиссия должна была проверять на соответствие закону»
Обновление: 13 августа ОИК по 210 (Чертановскому) округу отказала Юнеману в регистрации. За это решение проголосовали 8 членов комиссии, против 1, воздержался 1.
«На заседание комиссии снова приехал зампредседателя МГИК Дмитрий Реут — на ухо что-то диктовал председателю окружной комиссии. По сути, он и рулил. Нет никаких сомнений, что всем процессом с самого начала руководила Московская городская избирательная комиссия, которая формально не имеет никакого отношения к процедуре и не является одной структурой с окружной комиссией. Но зато МГИК полностью находится под мэрией Москвы — отсюда понятен и реальный заказчик моего снятия.
Наши возражения, которые члены комиссии фактически не рассмотрели и проигнорировали:
1. Мы настаиваем на том, что форма наших подписных листов соответствует закону.
2. Мы настаиваем на том, что учитывать результаты «экспертизы почерковедов» при принятии решения о регистрации нельзя.
Мало того, что эта процедура предельно непрозрачная и субъективная, мы выявили нарушения и странные факты:
— Экспертизу по факту проводили 5 почерковедов, а подписи в итоговом документе поставили только 3. Куда делись ещё двое? Не захотели под этим подписываться?
— Согласно заключению почерковедов, подавляющее большинство совпадений сделаны рукой избирателей. То есть речь даже не про возможное заполнение ФИО и дат разных людей рукой сборщика (распространённая ошибка, либо признак рисовки), а о том, что одни избиратели якобы заполняли строки за себя и ещё за других людей. И это массово! Такого не может быть в принципе.
— Одновременно с этим мы видим, что каждая цепочка «совпадений» приходятся на одну книгу (папку) с подписями. При том, что папки с подписными листами формировались случайным образом, туда попадали подписи за разные даты, от разных сборщиков, из разных районов. Очевидно, что такого не могло быть чисто математически — нет совпадений почерка в подписях между разными папками, зато все совпадения почерка всегда внутри одной папки. Больше всего похоже на то, что «совпадения по почерку» отобраны случайным образом в рамках одной папки — чтобы далеко не ходить и лишний раз не напрягаться.
3. Итоги «проверки по базе МВД» также нельзя признавать аргументом в пользу отказа от регистрации.
По результатам первичного обзвона избирателей, чьи подписи признаны недействительными, мы видим уже десятки случаев, когда мы сдали подпись с данными, полностью совпадающими с данными в паспорте, но из МВД на неё пришёл отказ.
Здесь отдельно отмечу: да, есть ошибки при вводе членами избиркома, о которых я писал выше. Таких случаев немного — мы насчитали пока больше 30. Но вся остальная масса якобы брака — это отказы, которые мы не можем проверить визуально.
То есть из МВД приходит ответ «не соответствует адрес регистрации», а дальше мы можем только лично связываться с человеком и проверять, соответствует ли адрес в подписном листе адресу в паспорте. Мы это и делаем. И видим, что в подавляющем большинстве случаев проблема в самих базах МВД — либо сотрудники полиции вбивали данные с ошибками (проверить это мы не можем), либо сами базы устарели и содержат ошибки внутри себя.
Сегодня мы принесли нотариальные копии паспортов избирателей, чьи паспортные данные якобы недействительны, но смотреть их никто не стал», — пишет кандидат, который планирует обжаловать решение в Мосгоризбирком.
Обновление: 24 августа Мосгорсуд отклонил иск Романа Юнемана к Мосгоризбиркому, в котором политик оспаривал отказ зарегистрировать его кандидатом в Госдуму, сообщает Интерфакс (https://www.interfax.ru/russia/786331)