Карандашные восклицательные знаки в списках
Вечером 7 сентября член горизбиркома Павел Шапчиц посетил участок № 2256 (Центральный район), который накануне активно освещался в СМИ. Увиденное подтвердило его опасения. При его появлении одна из избирательниц как раз писала жалобу: оказалось, что за нее дважды расписались в получении бюллетеней — как за губернатора, так и за муниципалов, хотя она открепилась на другой участок и планировала голосовать только за муниципалов.
Члены УИК не смогли объяснить, кто именно работал с книгой избирателей и чья подпись стоит о выдаче бюллетеней. На вопросы Шапчица они отвечали уклончиво: «У нас много разных членов комиссии работают с книгами, мы не можем точно сказать».
Вместе с Викторией Андреевой, членом ТИК № 30, Шапчиц проверил вычеркивания в книгах избирателей. Они обнаружили, что из 43 открепившихся вычеркнуто всего 5 человек. При этом напротив фамилий невычеркнутых избирателей стояли карандашные восклицательные знаки, назначение которых вызвало подозрения.
Подсчет подписей выявил серьезное расхождение: в книге насчитали 380 подписей, тогда как в ТИК № 30 было заявлено о 452 выданных бюллетенях. Даже если шестую книгу при подсчете действительно забыли, то это дает только 25 бюллетеней. С учетом надомного голосования разница все равно составила более 30 подписей.
Павел отметил, что это был второй из двух УИК, которые он посетил в эту кампанию, и единственный, где он провел подсчет подписей. Однако он подчеркнул, что невычеркивание открепившихся избирателей он неоднократно фиксировал и в президентскую, и в предыдущие кампании. При этом вычеркивание проводилось крайне неохотно. Этот факт навел его на мысль, что использование «открепившихся», но не вычеркнутых избирателей как базы для возможных махинаций может носить массовый характер.
Источник: тг-канал Наблюдатели Петербурга