Региональное отделения «Яблока» в Челябинской области готовит обращения в ЦИК России из-за ситуации с проверкой подписей в поддержку выдвижения партии в Заксобрание. Кроме того, готовятся иск в суд и обращение в полицию по факту провокации, из-за которой значительная часть подписей была забракована.
Как заявил председатель РО в Челябинской области Ярослав Щербаков, он и юристы партии пытались получить подписи обратно для изучения и выработки решения. Но в облизбиркоме им документы не выдали.
«Мы написали запрос, но облизбирком нам отказал, ни на что не сославшись. Будем обращаться в ЦИК, так как в законе о выборах нет запрета на это. Это наши документы, уполномоченный представитель имеет право знакомиться с ними, — Ярослав Щербаков. — Все, что происходило с нашим пакетом документов, весьма сомнительно. Избирком до рассмотрения подписей работал с ними, переводил в электронный вид, это было без нас. При этом данные вводились с ошибками, это все ушло в ГУ МВД, и логично, что оттуда пришел ответ, что такие люди не существуют или не проживают. И все это шло в брак. Такие вещи легко отбиваются, и подписи можно признать действительными, если бы нам дали возможность работать с этими претензиями и документами. Но нас никто не спрашивал».
Кроме того, значительная часть подписей за выдвижение «Яблока» была признана недействительной, так как их собирали члены избирательных комиссий с правом решающего голоса от «Единой России» и «Справедливой России».
По закону этим лицам запрещено заверять подписи. По словам Щербакова, эти люди сами пришли в партию как волонтеры, прошли обучение, получили оплату и в итоге подставили «Яблоко».
«Они знали, что не имеют права собирать подписи, их предупреждали об этом, все было официально, нотариально заверено, — говорит Щербаков. — Но у нас не было возможности перепроверить волонтеров. Так как членами комиссий они были назначены в этом году, на сайте комиссий не было данных, что они члены с правом решающего голоса. Но мы смотрим на ситуацию с оптимизмом: есть прецеденты в Москве, когда нам удавалось доказывать, что это была провокация. Мы собираемся сделать так и сейчас. Просто так мы это не оставим, и люди понесут ответственность».