В рязанской школе № 6 принуждают родителей голосовать по месту нахождения.
В рязанское отделение движения «Голос» поступила информация от родителей учащихся школы № 6 г. Рязани о следующем. Сначала родителям звонили учителя и просили продиктовать паспортные данные. Вскоре после их позвали на родительской собрание, где директор школы рассказывала о важности выборов и о том, почему важно «правильно проголосовать» (так как «Единая Россия» помогает школе и т.д.) Через некоторое время ДЕТЯМ выдали отрывную часть талона для голосования по месту нахождения (назвали это «открепительными») и попросили передать эти «открепительные» родителям. Выданные родителям талоны для голосования по месту нахождения практически лишают их возможности проголосовать по месту их регистрации и предлагают проголосовать на УИК № 1024, расположенном в здании школы № 6. На документе (отрывной части талона) стоит подпись одного из педагогов школы, Хацыцевой Елены Вячеславовны, которая одновременно является заместителем председателя УИК № 1024.
Родители боятся называть свои фамилии, так как опасаются за ухудшение личных отношений между преподавателем и родителями, что может сказаться на ребёнке.
Возник вопрос, был ли факт принуждения родителей к голосованию по месту нахождения. А так же следующие вопросы:
1. Каким образом избирательная комиссия УИК № 1024 может выдать отрывную часть талона избирателям, которые на своем участке не подавали заявления о голосовании и по месту нахождения?
2. В каком документе зафиксирован на УИК № 1024 факт выдачи родителям талонов для голосования по месту нахождения?
3. Написаны ли родителями лично заявления о голосовании по месту нахождения?
4. Есть ли на УИК отметка о принятии такого заявления? Чья подпись стоит в строке о том, что заявление о голосовании по месту нахождения от родителей принять?
12 марта 2018 года эксперт рязанского «Голоса» Александр Бехтольд в качестве члена Избирательной комиссии Рязанской области с правом совещательного голоса от кандидата в президенты Ксении Собчак посетил избирательный участок № 1024 в Рязани, расположенный в школе № 6 для проверки поступившей информации.
Председатель УИК Газызова Эльвира Хамзаевна, заместитель председателя УИК Хацицева Елена Вячеславовна и секретарь комиссии ответили на вопросы Александра Бехтольда.
--Вопрос. Приходили ли на избирательный участок № 1024 избиратели, пожелавшие голосовать здесь по месту нахождения, сколько их было?
Ответ. Да, приходили в течение двух последних недель. Всего таких избирателей было 207.
--Вопрос: Писали ли заявления о желании голосовать по месту нахождения избиратели непосредственно на избирательном участке? Как оформлялись документы?
Ответ. Да избиратели (все 207) приходили в помещение избирательного участка, лично заполняли заявление установленной формы о желании проголосовать по месту нахождения, вносили свои данные, расписывались, взамен получали отрывной талон установленной формы с печатью УИК № 1024.
--Вопрос. Можно ли ознакомиться с оригиналами этих заявлений?
Ответ. Нет, нельзя. Все они на следующий день после оформления на УИК направлялись в ТИК, и сейчас находятся там.
--Вопрос. Среди этих 207 избирателей были ли родители учеников вашей школы? Сколько их было?
Ответ. Да, такие избиратели были, поскольку многие из них будут в этот день находиться в школе на утреннике для детей. (Количество родителей названо не было).
После этого А. Бехтольду по его просьбе была предоставлена возможность познакомиться с Реестром избирателей, подавших заявление на голосование по месту нахождения. Он так прокомментировал увиденное: «Я внимательно ознакомился с подписями избирателей, якобы приходивших на избирательный участок, якобы заполнивших соответствующие заявления, расписавшихся в них и в реестре. Я пришел к выводу, что подписи избирателей в реестре исполнены максимум двумя-тремя руками – настолько они похожи друг на друга по форме, размеру и стилю исполнения. Очевидно, что необходима графологическая экспертиза подписей на предмет их подлинности. Я два раза спросил, уверено ли руководство УИК в подлинности подписей избирателей в реестре и в заявлениях. Оба раза получил утвердительные ответы».
Информация от родителей, которые говорят о том, что не приходили лично на участок, нигде подписей не ставили, а получили отрывной талон из рук их ребёнка (учащегося этой школы), – и информация от учителей школы № 6 в статусе членов избирательной комиссии № 1024, которые говорят, что родители поставили подписи в заявлениях и реестре лично – расходится. В совокупности с тем, что при визуальном осмотре реестра видно, что подписи исполнены «одной рукой», есть подозрение в подделке подписей и фальсификации документов для «привлечения» (фактически – принуждения) родителей проголосовать на данном участке.
На наш взгляд, необходимо тщательное расследование, в том числе – проверка, действительно лица, указанные в реестре подавших заявления для голосования по месту нахождения, сами подписали эти заявления, и сами оставили подпись в реестре принятых заявлений, или это подделка.
Подделка подписей и фальсификация документов, даже из самых благих побуждений – уголовно наказуемее деяние. Участие в фальсификации вовлеченных в избирательный процесс учителей, использование ими служебного положения для принуждения родителей к голосованию – особенно тревожит.