27.04.2015
Выборы в Балашихе.
Полтора десятка раз участвовал в выборах наблюдателем.
Выяснил такую закономерность: чем ближе к Москве, тем выборы грязнее, циничнее и ...бесполезнее. Был в Химках на УИК 3008. Шедевр фальсификации.
Теперь Балашиха. Пытаюсь сравнить, что круче. Разница в том, что на участке 590, 588, где пришлось быть свидетелем происходящего, степень откровенности фальсификации, цинизма перешло какую-то границу здравого смысла. Мы, независимые наблюдатели, вдруг оказались в Зазеркалье, в мире абсолютно лишенном каких-то, пусть даже условных правил. Когда возбужденные участники этого театра абсурда хором кричали: "Не мешайте нам работать!", предлагая наблюдать за их действиями при начале подсчета результатов не ближе 5-10 метров. Если бы они сказали "Не мешайте нам фальсифицировать!" Никто бы не удивился.
Вдоволь накричавшись, единодушно выписали требование удалить всех независимых наблюдателей со всех ближайших участков. В 20.30 мы все встретились за воротами избирательного участка. Надо ортметить действия доблестной полиции, которая абсолютно не реагировала на нарушения, карусели и вбросы, но лихо, жестко, с угрозами* вывела наблюдателей с участков.
Но довольно эмоций. Наша задача - постараться беспристратно перечислить факты.
Нарушения начинались с первых минут дня голосования. С мелочей. Которые опытные наблюдатели особо не фиксируют из-за нежелания нагревать обстановку. Отсутствие информации о количестве избирателей на участке, о раздаче бюллетеней и расписке за полученние бланков, не оглашении предварительных заявок на выездные выборы и т.п. Разруливали путем устных напоминаний председателю комиссии. На участке 590 это была Чуксина Ольга Александровна. Обычное дело, когда председатели и члены комиссии недостаточно подкованны в своих должностных обязанностях. Но дальше "неподкованность" перешли в иное качество. Фиксируем вбросы. Пачка бюллетеней громку ухает в ящик. По "случайному совпадению" в момент, когда председатель (лично!) настойчиво предлагает бесплатные талоны на обед "особо активным наблюдателям". Переключаем внимание председателя на факт вброса. Факт вызывает скуку, чуть ли не зевоту Ольги Александровны и дружное творчество "правильных наблюдателей" убедительно объясняющих, что пачку бюллетений не менее 4 штук опустила семья из мамы, папы и ребенка, а вовсе не девушка в красной кофте, которую успели отследить и сфотографировать. Спустя некоторое время, проигнорировав требование опечатать ящих до прихода пердставителей ТИКа, УИК590 выдало резюме на жалобу:" Комиссия считает факт вброса недоказанным". Представители ТИК так и не приехали. Оказалось, что из-за массовых нарушений на других участках они не успевали на выезды...Возможно ни на один.
Зато на всех участках побывало местное телевидение, в которое бодро рапортавали об успешном активном голосовании. Надо сказать, что верх скромности назвать успешным 54 проголосовавших (на 12 часов) из 2400 избирателей. (чуть больше 2%).
Чуть раньше на соседнем участке 588 произошло сразу два вброса. Удалось сотановить одну девушкуиз двух, не успевшую сделать вброс. Она стояла, отвернувшись к стене, прижимая к груди пачку бюллетеней. Сцену снимали несколько наблюдателей, поэтому ретироваться, не выдав пачку не представлялось возможным. Наблюдатель призывал комиссию и полицию вмешаться. На видео уникальные кадры, как реагируют должностные лица. Полицейский подошел и остановился в нескольких метрах с выражением полного отсутствия глухоты и слепоты. Председатель и зам кричали издалека, что мешают работать и чуть ли не насилуют бедных избирателей. Появилась анонимная активистка, которая развернула бурную деятельность по "пресечению беспорядков". Разумеется "безобразного поведения наблюдателя". Потом произошла попытка прорыва. К женщине с бюллетенями подтянулась группа поддержки. Молодой парень в синей кофте с капюшоном и пожилой мужчина невысокого роста. Парень на участке изображал наблюдателя. И появлялся на разных участках всякий раз перед вбросами, что явно свидетельствовало о его роли координатора. Попытка вырваться не удалась. Съемка продолжалась. На видео 4мин20 сек зафиксирована передача бюллетеней от женщины к бригаднику, парню в синей кофте. Это на виду у полицейского и пожилого мужчины, прикрывавших эту сцену.
После этого женщина и парень в синем оказались на улице. Наблюдатели оказались настойчивыми. Преследовали пару вплоть до того как удалось остановить ППС и отправить нарушительницу в участок. Где настояли на досмотре женщины. Досмотр произвели с понятыми. Две случайные девушки. Одна пришла в участок за справкой, которую выдали только после досмотра, другую пригласили с улицы. Разумеется, как проходил досмотр и его результаты не озвучили. Ссылаясь на правила. Полицейское начальство обещало в течение 12 дней в установленном порядке. Это несмотря на присутствие на участке двух наблюдателей, представителя ТИКа и депутата местного органа власти.
Единственным результатом была реакция председателей УИКов. Они начали выживать неугодных наблюдателей.
На меня также началась охота.
Поводом стал инциндент с одной избирательницей. Мне она показалась похожей на ту женщину, что была в рассылке с другого участка, участнице "карусели". Я предупредил наблюдателей, что возможен вброси начал съемку на видео. Вброса не было. Я ошибся. Но тут возмутились две наблюдательницы, которым явно мешали выявления нарушений. Они подняли шум, утверждая, что я своими подозрениями оскорбил невинную женщину. Женщину вернули и заставили писать на меня жалобу. Я спросил ее, что явилось оскорблением?
- Вы заподозрили меня в нехорошем!
- Я Вам лично это сказал?
- Нет, это передали мне эти женщины!
- Но может, это они Вас и оскорбили?
- А вы снимали меня!
- Я могу стереть запись.
При ней стер запись.
Аргументов у женщины не осталось. Напоследок она даже высказалась "Ну, вот, хоть один честный..." И ушла, отказавшись писать жалобу.
Однако комиссия все-таки составила документ о моем удалении. Правда, в ход не пустила. А вынула эту бумагу по окончании голосования, перед началом подсчетов. По этой бумаге меня и вытурили.
Последнее, что удалось отметить: при подсчете голосов по журналам всем членам раздали карандаши и ластики, с которыми они лихо вносили изменения. Причем журналы сдавали председателю с карандашными записями.
Особо надо отметить роль новой формации наблюдателей. Такого прежде не было. Во всяком случае, в моей практике.
С утра на нашем участке было около десятка. Трое независимых. От "голоса" и прессы. Остальные в таком составе: две женщины, парень в синем, что оказался "бригадником", двое мужчин, не проявивших себя и потом пропавших и крепкий мужчина средних лет от "единой России". К сожалению он так и не представился, хотя общались мы много, о себе он рассказал, бывший бизнесмен, работает тренером по баскетболу.
Часа через два после начала проголосовало 11 человек. Мы разговорились об экологии. Тренер озабоченно сообщил о трех свалках вокруг города, которые портят жизнь, их обязательно надо посмотреть. Я повелся. Поехали смотреть. И не только свалки, но и город. Город хороший, свалки и в самом деле не украшения. Однако экскурсия затянулась. Повел меня тренер на свою работу в новый городской спорткомплекс. Эта странная экскурсия завершилась неожиданно. Я встретил наших наблюдателей, сопровождавших нарушителей с участка. Сразу переключился на них и уехал в участок полиции на досмотр. По пути понял: на участках идут массовые нарушения. Надо еще два качка.
С тренером встретились на участке. Я уже не сомневался в смысле "экскурсии". Но и он не особо не маскировался: насмешливо осведомился "интересно было?"
Спустя некоторое время вбросы начались на нашем участке.
К концу дня "правильные наблюдатели" стали крайне агрессивны. Любые наши действия принимались в штыки. Откровенно торпедировали замечания по нарушениям. А после закрытия участка вообще встали стеной, мешая не только наблюдать, но и передвигаться по участку.
За полчаса до закрытия участка "аккредитовались" еще два "качка" в дополнению к тренеру. Причем оба в спортивных трениках. (привет 90!). К тому моменту нам уже пришлось рокировать своих наблюдателей, в связи с их удалением на других участках. Ушла Света и Миша.
Вместо них Иван и Сурен. У нас уже была информация об избиении наблюдателей на участке 535, о порезанных шинах машин наблюдателей. Я предупредил своих, надо быть начеку, не конфликтовать. И, пожалуй, не зря.
Выводили нас по очереди. Вышли и ребята в трениках. Хорошо, что мы не сразу ушли, дождались товарищей, которых удалили с других участков. Нас было шестеро. Мы ушли. Спортсмены остались. Вероятно, вернулись обратно.
Привет закону, который гласит, что до окончания подсчета голосов вход и выход с УИКа не допустимы.
Сергей Павлов, 27 апреля 2015.
Видео направлено по адресам